Dicrimination: questions and answers
1.    How is the term “discrimination” understood in Estonia?

Discrimination can be either direct or indirect. The Equal Treatment Act and the EU directives contain similar definitions.

Direct discrimination shall be taken to occur where one person is treated less favourably than another is, has been or would be treated in a comparable situation. For example,

•    There are two equally qualified employees (same education, work experience and skills). These two people only differ by one of the discriminatory grounds, for instance, by age.
•    Unequal treatment, such as disparate remuneration for the same work, occurs.

Indirect discrimination shall be taken to occur where an apparently neutral provision, criterion or practice would put persons belonging to a potentially vulnerable group at a particular disadvantage compared with other persons, unless that provision, criterion or practice is objectively justified by a legitimate aim and the means of achieving that aim are appropriate and necessary. For example,

•    A potential employer requires the ability to do physical exercises as the selection criteria for office employees – a prerequisite that has nothing to do with their future duties. This “neutral” and “equally applied to everyone” requirement can actually result in an insuperable obstacle for the disabled candidates, although the office tasks can be well done by the disabled.

    Harassment and instruction to discriminate are also deemed to be discrimination.

Harassment shall be considered as discrimination, when an unwanted conduct related to the discriminatory grounds takes place with the purpose or effect of violating the dignity of a person and of creating an intimidating, hostile, degrading, humiliating or offensive environment. For example,

•    The employer regularly ridicules his employee’s physical defects, accent or religious convictions.

2.    Whom and on what grounds is it forbidden to discriminate in Estonia?

According to the Estonian Constitution, discrimination is prohibited against anyone, on any grounds and in any sphere of life. This circumstance is essential, considering the fact that the constitutional provisions are directly applicable in Estonia. Everybody must avoid discriminating, i.e. both natural and legal persons, as well as state and administration organs.

Likewise, the Penal Code prescribes responsibility for illegal limitations of human rights, as well as concession of unlawful advantages on the grounds of a person’s race or ethnicity, colour, sex, language, origin, religion, sexual orientation, political opinion, property or social status.

As far as gender is concerned, discrimination is prohibited by the Gender Equality Act in all spheres of public life.

The Equal Treatment Act regards the cases of discrimination on the basis of race, ethnic origin, skin colour, religious convictions, age, disability and sexual orientation, and guarantees protection against discrimination in the following fields:
•    Access to occupation, employment and self-employment, including promotion, both in public and private sphere;
•    Access to all types and all levels of vocational guidance and training;
•    Employment and working conditions, including dismissals and pay;
•    Membership of an organisation of workers or employers and professional associations;
•    Education;
•    Social care, including social security and health care;
•    Social welfare;
•    Access to public goods and services, including housing.

Protection against discrimination on the grounds of religion or belief, age, disability and sexual orientation is only implemented in the field of occupation.

In the field of employment and occupation, both private workers and public servants, as well as job applicants are protected under the Equal Treatment Act, which can also be applied in cases of discrimination on other grounds, defined in the Employment Contracts Act and the Public Service Act.

In some cases, discrimination on the ground of language proficiency can be considered as a form of ethnic or racial discrimination.

3.    What are the exceptions to the principle of prohibition of discrimination?

According to the Equal Treatment Act, a difference of treatment shall not be considered as discrimination where, by reason of the character of the particular occupational activities concerned or of the context in which they are carried out, genuine and determining occupational requirements are set (provided that the objective is legitimate and the requirement is proportionate). For instance, a film director is not obliged to assign the role of a little boy to an elderly person.

At the same time, deep-rooted and “self-evident” conception of personal characteristics that better suit a certain job shall not secure legitimacy and proportionality of a particular requirement. Indeed, it is doubtful that an employer can prove that a candidate for the hotel administrator’s job must be “young and vigorous”, and this kind of requirement would probably be regarded as discriminatory on the grounds of age or physical defects.

Furthermore, the Equal Treatment Act does not prohibit the so called positive action intended to compensate for disadvantages related to the inequalities of certain social groups. However, these measures should be proportionate to the desired result. They can include, for instance, some extra steps in personnel recruitment process, such as the publication of advertisements in a variety of ways in order to encourage the members of potentially vulnerable groups to apply and assisting them if necessary.

The Equal Treatment Act does not exclude the possibility of taking proper measures for public order and security purposes, crime prevention, public health interests, as well as for the protection of other persons’ rights and freedoms. However, these measures must be proportionate to the pursued objective.

4.    Do disabled persons have any particular rights?

Under the Equal Treatment Act, employers are required to take appropriate measures in order to enable persons with disabilities to have access to, participate or advance in employment, or to undergo training, unless such measures would impose a “disproportionate burden” on the employer. These measures are called reasonable accommodation. For example,
•    The employer hires a sign language interpreter for his deaf employee in order to let him undergo vocational training;
•    If an accident in the workplace disables a manual worker and he or she is not able to perform his regular job anymore, the employer can organise necessary vocational training in order to enable him or her to work at the office.
•    If a disabled person using a wheelchair applies for a job at the office situated on the fourth floor of the company building, the employer can transfer the office in question on the first floor, if possible. However, if the office rooms on the fourth floor are the only rooms owned by the company and there is no elevator in the building, the employer has no appropriate measures at his disposal to reasonably accommodate the disabled person.
•    In order to favour a blind employee accompanied by a guide dog, the employer can arrange working hours so as to enable the employee to avoid rush hour.

 

LICHR lawyers provide assistance to discrimination victims.

 FAQ

See also:

eesti_vapp_lpCommissioner for Gender Equality and Equal Treatment

Дискриминация: вопросы и ответы

1. Что в Эстонии понимают под термином «дискриминация»?

Дискриминация бывает прямая и косвенная. Закон о равном обращении и директивы ЕС включают схожие определения.

Прямая дискриминация имеет место, если с одним лицом обращаются, обращались или будут обращаться хуже, чем с другим в сопоставимой ситуации. Например,

•    Есть два идентичных по своим качествам работника (с одинаковым стажем работы, квалификацией, образованием и т.п.). Эти лица различаются только по одному из дискриминационных оснований, например, по возрасту.
•    Имеет место неравное обращение с этими двумя лицами, т. е. к одному из них относятся лучше, а к другому, соответственно, хуже: скажем, это может быть разное вознаграждение за тот же труд.

Косвенная дискриминация имеет место там, где с виду нейтральное условие, критерий или практика поставили бы людей какой-либо защищаемой группы в особо неудобное положение по сравнению с други¬ми (если только это объектив¬но не оправдано законной целью, и средства достижения этой цели адекватны и необходимы). Например,

•    От кандидатов в конторские служащие потенциальный работодатель требует выполнения физических упражнений, что никак не связано с их будущими обязанностями. Это «нейтральное», «установленное для всех» требование может стать непреодолимым препятствием для лиц с физическими недостатками, которые, однако, могут прекрасно справиться с конторской работой.

Дискриминацией также является инструкция дискриминировать и притеснение.
 
Притеснение считается дискриминацией в том случае, когда имеет место нежелательное поведение, связанное с дискриминационными основаниями, целью или результатом которого является унижение достоинства человека и создание напряженной,  враждебной, пренебрежительной, унизительной или оскорбительной обстановки. Например,

•    Работодатель регулярно открыто высмеивает физические недостатки, акцент или религиозные воззрения своего работника.

2. Кого и по каким основаниям в Эстонии запрещено дискриминировать?

Конституция запрещает дискриминацию кого-либо по любому основанию во всех сферах жизни. Это важно с учетом того обстоятельства, что Конституция имеет в Эстонии прямое действие. Воздерживаться от дискриминации должны все: физические и юридические лица, равно как и органы государственной власти и управления.

Уложение о наказаниях устанавливает ответственность за незаконное ограничение прав человека или предоставление человеку незаконных преимуществ из-за его национальной или расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, происхождения, вероисповедания, сексуальной ориентации, политических убеждений, имущественного или социального положения.

Закон о гендерном равноправии запрещает дискриминацию по признаку пола во всех сферах общественной жизни.

Закон о равном обращении касается случаев дискриминации по признаку расы, национальности (этнического происхождения), цвета кожи, религиозных убеждений, возраста, инвалидности, сексуальной ориентации. Защита о дискриминации по национальному (этническому) и расовому признаку, цвету кожи действует во всех указных ниже областях:
1.    доступ к занятости, индивидуальному труду и профессии, включая продвижение по службе (как в частной сфере, так и на госслужбе);
2.     доступ к профессионально-техни¬ческому образованию и профессиональному обучению;
3.     занятость и условия работы, включая увольнение и оплату труда;
4.     членство в организации работников или предприни¬мателей или в профессиональных  организациях;
5.     образование;
6.     социальная защита, включая социальное обеспечение и охрану
здоровья;
7.     социальные льготы;
8.     доступ к товарам и услугам, доступным публике, включая жилье.

Защита от дискриминации из-за религиозных убеждений, возраста, недостатков (инвалидности), сексуальной ориентации осуществляется только в сфере трудовой занятости (первые четыре области из приведенного выше перечня).

В сфере занятости под защитой Закона о равном обращении находятся как работники частных фирм, так и чиновники, а также люди, которые только подали заявление о приеме на работу. Закон о равном обращении может применяться и при дискриминации по иным основаниям, особо названным в Законе о трудовом договоре и Законе о публичной службе.

В некоторых случаях дискриминация по языковому признаку может быть формой этнической или расовой дискриминации.

3. Какие есть исключения из запрета дискриминации?

Закон о равном обращении не считает дискриминаций установление т.н. подлинных и определяющих профессиональных требований, связанных с особенностями или с контекстом профессиональной деятельности (при условии легитимности цели и пропорциональности самого требования). Например, никто не может заставить режиссера взять на роль мальчика почтенного старца.

Укоренившиеся «само собой разумеющиеся» представления о типе человека, который лучше подходит для той или иной работы, не смогут обеспечить законность и соразмерность соответствующих требований. Например, работодатель вряд ли сможет доказать, что для работы в качестве гостиничного администратора человек должен быть «молодым и энергичным». Подобное требование, скорее всего, будет признано дискриминацией на основании возраста и недостатков (инвалидности).

Закон о равном обращении также не запрещает т.н. позитивные меры, направленные для компенсации потерь, связанных с неравенством какой-либо группы. Однако такие меры должны быть пропорциональны преследуемой цели. Они могут включать, например, дополнительные шаги при подборе нового персонала, например, публикацию объявлений различными способами с тем, чтобы побудить представителей таких групп подавать свои заявки, при необходимости также оказывая им помощь.

Закон о равном обращении  не ограничивает возможности принятия мер, которые необходимы для поддержания общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, для предотвращения преступлений, в интересах здравоохранения, а также защиты прав и свобод других лиц. Такие меры должны быть пропорциональны преследуемой цели.

4. Имеются ли какие-то особые права у лиц с недостатками (инвалидов)?

Закон о равном обращении требует от работодателя принять необходимые меры, чтобы сделать для инвалида возможными работу по найму, доступ к ней или продвижение по службе или прохождение обучения, если только это не приведет к «непропорциональной нагрузке» на работодателя. Это называется разумное приспособление. Например,
•    работодатель оплачивает переводчика на язык жестов для глухого работника, чтобы дать тому возможность пройти обучение;
•    после несчастного случая на производстве занятый ручным трудом работник не способен к ее продолжению; работодатель может организовать для него необходимое обучение и перевести его на конторскую работу;
•    человек, пользующийся инвалидным креслом, отвечает на объявление о работе помощником администратора. Рабочее место администратора на 4-м этаже. Если у работодателя офисы находятся на нескольких этажах, включая 1-й этаж, то он может реорганизовать работу таким образом, чтобы помощник администратора сидел на 1-м этаже. Это можно сделать, например, пересадив человека, который может подниматься по лестнице, с 1-го этажа на 4-й. Однако если у работодателя офисные помещения расположены  только на 4-м этаже и в здании отсутствует лифт, то в распоряжении работодателя нет разумных мер, которые он мог бы без непропорциональной для себя нагрузки применить для того, чтобы дать этому человеку работу;

•    для облегчения дороги на работу для слепого работника с собакой-поводырем,  работодатель может изменить рабочие часы с тем, чтобы им не пришлось добираться на работу в «час пик».

Юристы Центра информации по правам человека оказывают правовую помощь по вопросам дискриминации.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

 

 Смотри также:

eesti_vapp_lp УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ГЕНДЕРНОМУ РАВНОПРАВИЮ И РАВНОМУ ОБРАЩЕНИЮ